О благочинии

Настоятель Крестовоздвиженской церкви иерей, священник Иоанн Пушкарёв

Настоятель Крестовоздвиженской церкви иерей, священник Иоанн Пушкарёв

Крестовоздвиженская церковь в Демянске была построена в 1878 году, на правобережной стороне Явани, напротив Богоявленского собора на центральной площади Демянска. Церковь была увенчана пятью куполами и трёхъярусной колокольней. В 1929 году храм был закрыт, а в годы войны разрушен.
В 1990 году был вновь основан Демянский приход священником Петром Пушкарёвым, который был настоятелем Ильиногорской церкви и давно мечтал об открытии храма в районном центре. Жители Демянска его поддержали, собрали около 800 подписей. Но не было ни храма в посёлке, ни денег на его строительство. Тогда сначала о.Пётр купил на свои скромные сбережения строение на ул. Силина, д. 29. За три дня в нём сделали ремонт и начали проводить службы. 1 сентября 1990 г. протоирей Пётр Архипович Пушкарёв был назначен настоятелем храма во имя Воздвижения Креста Господня. Именно так называлась одна из разрушенных демянских церквей.
Чуть позже недалеко от кладбища была выделена площадка под строительство церкви. Но сначала решили подстроить административно -хозяйственное здание и временно использовать его как молитвенный дом. Кирпичное сооружение удалось построить на удивление быстро, за 2,5 месяца. Строили его собственными руками четверо мужчин, среди которых был сам батюшка и его сын Иоанн, и бригада старушек-прихожан. 5 января 1991 г. в новом церковном здании состоялось первое богослужение.
Но на этом дело не закончилось. 27 июля 1992 г. было образовано Демянское благочиние, которое возглавил о.Пётр. Возрождались и строились храмы в Марёве, Лычкове, Кневицах, Полнове. 24 февраля 1993 года младший сын о. Пётра Иоанн Пушкарёв принял сан и стал служить вместе с отцом, помогая ему во всех делах.
Рядом с первым кирпичным зданием, начали строительство большого деревянного храма, который строили всем миром. 27 сентября 1998 г. состоялось радостное для всех жителей Демянского района событие. В православный праздник Воздвижения Креста Господня была освящена вновь построенная Крестовоздвиженская церковь.
Демянцы любили и уважали отца Петра, шли к нему за помощью и душевным утешением. Благое дело по возрождению и укреплению православной веры, начатое о. Петром, продолжает его сын – иерей Иоанн Пушкарёв, которого после кончины батюшки Петра назначили настоятелем Крестовоздвиженской церкви. Отец Иоанн окончил Санкт-Петербургскую Духовную семинарию. Вместе с матушкой Валентиной они не только воспитывают девятерых детей, но и живут заботами, тревогами и радостями прихожан.
Настоятель – благочинный, иерей Иоанн Пушкарёв
–О.Иоанн бывает, что человек внутри себя чувствует верующим, но в храм не ходит. Что можно посоветовать ему? Как найти свою дорогу к храму?
–Путь к храму лежит через веру – веру во Христа, как своего спасителя. И по мере того, как человек, идя по этому пути веры, будет молиться, трудиться, прислушиваться к голосу совести, Господь ему поможет приблизиться к храму и побороть в себе первоначальный страх. Те люди, которые говорят, что в душе я верю, а на самом деле в храм не ходят – это не правильно. Ведь человек – это душа и тело всецело и поэтому нужно верить полноценно и телом, и душой.
Если вы пришли в храм, не надо убегать через минуту. Нужно помнить, вы пришли к Богу, а не к какому-то конкретному батюшке, и неважно, нравится он вам или нет. Также полезно будет поговорить со священником, который поможет разобраться в себе и своих проблемах, ответит на вопросы.
– Вам приходится мастерски окормлять очень большую округу. Как Вы всё успеваете?
– Да, я сегодня благочинный пяти приходов – в Демянске, Лычкове, Кневицах, Полнове, Ильиной Горе. Кроме того, в соответствии с составленным расписанием богослужений выезжаю по графику в молельные дома и часовни.
Я очень рад, что пока я кому-то нужен, значит, жизнь идёт, а, следовательно, есть надежда, что Бог продлит время для покаяния всем живущим на этой земле.
– Прихожане в храмах – это люди не только старшего поколения….
– Если говорить о наших прихожанах, то они представляют все слои населения, как в возрастном, так социальном и образовательно-культурном плане. Например, много активных верующих живёт в Демянске, Лычкове, Ямнике, Песках и других приходах нашего благочиния.
– С недавних пор в младших классах начальной школы был введён предмет основы православной культуры. Ваш взгляд на это новшество?
– Здесь есть и плюсы, и свои минусы. Минусы, прежде всего, в том, что в младшем школьном возрасте у детей ещё слабо сформированы убеждения. Они идеалисты-максималисты и чаще всего видят мир только в чёрно-белых тонах, не признавая полуоттенков, нуждаются в однозначных ответах на сложные вопросы, как в математике. Поверхностное изучение светской этики, мировых культур и религий не всегда может привести к положительным результатам, так как все они сильно разнятся во взглядах на нравственность, мораль и этику, на жизнь. И детям в такой ситуации очень трудно без взрослых сориентироваться в этом пространстве. Поэтому нужно исходить из той социально-культурной среды проживания, в которой находится большая часть жителей. Например, светская этика утверждает об условности и относительности нравственных норм, об отсутствии идеала, иными словами тот прав, у кого больше прав, т.е. всё то нравственно, что законно. В православной этике только то законно, что нравственно. Нравственные нормы разных религий взаимоисключают друг друга, т.е., что высоко свято для одних, то низко, мерзко и отвратительно для других. Например, для одних однополые браки есть мерзость, а для других норма.
Считаю, что об основах религии и светской этики можно говорить не раньше семнадцатилетнего возраста, когда у человека есть свои определённые убеждения, которые и позволяют как-то сформировать своё мировоззрение и докопаться до истины.
–О.Иоанн, вы – отец девятерых детей. Какие качества Вы стараетесь воспитать в своих детях?
–Прежде всего, приучить их к духовной самостоятельности, которая будет очень необходима в их дальнейшей жизни. Главный смысл жизни должен выходить за рамки земного бытия, должен быть таким, который не исчез бы со временем, не растворился в пространстве. Беда в том, что если ваш смысл жизни только в земном, то он может потеряться раньше, чем вы покинете этот бренный и тленный мир. Например, вы добились какого-то материального блага, а через некоторое время его потеряли. Следовательно, и смысл жизни тоже утерян. Но когда главные житейские ценности основываются на вере в Бога, то всё воспринимается по-другому. Человек уверенно смотрит на горизонт обширных возможностей, преодолевает все преграды, становится нравственной личностью, настоящим гражданином государства, любящим сыном своего Отечества.
Наша православная вера призвана нести истину и свет воскресения Христова всем тем, кто вокруг нас. Окружающие должны видеть, что в нас есть нечто, превосходящее обыденность, есть обновление, преображение и продвижение светлого нового, есть смысл, который так сложно найти в теперешней повседневности.
Александр Шпилёв
Фото автора